Приемы освещения при съемке натюрморта. Часть 2
Хлебный дар |
Ягодная |
Подсолнухи |
Морское |
Калина |
Во время съемки натюрморта все нужно делать одновременно, все нужно иметь в виду! Не лучше ли дать несколько практических советов и привести ряд ярких примеров. Начнем с фото освещения . Как говорилось выше, постановка света близка к портретной. Но можно утверждать: в натюрморте ставить свет значительно сложнее. Во-первых, здесь в наличии несколько планов. Во-вторых, композиция многопредметная. В-третьих, предметы разнофактурные, разноцветные и разнотоновые. И наконец, все это необходимо привести в гармонию с фоном. Если художнику при создании натюрморта достаточно знания, мастерства и вкуса, то фотографу приходится все организовывать физически. Пусть главный предмет находится в активной части кадра, пусть найдена точка съемки, а вспомогательные элементы композиции образуют нужные фигуры и идеально контрастируют по цвету. Что толку, если не выставлен свет! Натюрморт — это яркая иллюстрация утверждения о том, что фотограф — это художник, который не умеет рисовать, но может заставить рисовать свет. Тому, кто хочет научиться «языку натюрморта», следует начать со студийной постановки предметных композиций на однородном фоне. Поскольку фон здесь работает не более чем подмостки в балете, он должен быть добротным и незаметным. Лучше всего начать с черно-белых композиций на фоне от белого до черного. Если фон не бархатночерный, его следует установить таким образом, чтобы между вертикальной и горизонтальной частями не было перегиба, заметного на снимке. При такой упрощенной схеме можно сначала выстроить композицию, а потом установить освещение. Допустим, композиция закончена и идея снимка ясна автору: остается ее «высветить». Самое простое освещение — это контрастный переднебоковой свет от одного источника. Но такой свет применяется редко, разве что при подсветке модерного стекла. Дело в том, что глубокие тени, отбрасываемые предметами на фон, слишком заметны и отвлекают внимание от светотеневого рисунка элементов композиции. Кроме того, на поверхности блестящих предметов возникают яркие блики, вступающие в противоречие с фактурой. Воистину: до самого простого нужно дорасти!
Об освещении как бы «случайных» композиций, кусочков интерьера следует сказать особо. Чтобы донести до зрителя их неброское очарование, не нужны сложные световые схемы. Чаще всего достаточно одного-двух отражателей, но необходим огромный опыт и, главное, вкус и такт. Проиллюстрируем сказанное.
В работе «Хлебный дар» большое число предметов в кадре требовало, с одной стороны, выявить их взаимосвязь, с другой, показать особенность формы и фактуры каждого из них. Здесь использованы два источника света: рассеянный свет из окна и лампа 500 Вт. Для выравнивания теней был применен отражатель. В композиции «Ягодная» основными элементами являются керамическая ваза и корзина с плодами шиповника. Вновь диагональная композиция. Цветовое решение сдержанное. Ткань на переднем плане гармонирует по цвету с фоном. Женские украшения играют роль заполняющих элементов. Использованы два источника света и отражатель. Для лучшего выявления фактуры и формы овощей в работе «Подсолнухи» съемка велась при почти горизонтальном положении камеры. Основной источник света — окно. «Умиротворение». Ветка цветущей японской вишни, ракушка и ажурная ваза составляют основу композиции. Их объединяет однородность цвета. Освещение — две лампы 500 Вт. Изобразительное решение натюрморта «Морское» подсказано его темой. Связующий элемент композиции — плоская ракушка с красной икрой. При съемке использовались две лампы 500 Вт и свет из окна. В работе «Калина» ветка с ягодами на блюде и керамическая ваза составляют основу композиции. Выбор подчеркнуто холодного фона определен «зимней» темой натюрморта. Введение в композицию декоративных прозрачных листьев создало холодную гамму. А желтая трава — заполняющий элемент, который вносит оживление. При съемке использованы четыре источника света: два боковых (лампы 500 Вт), лампа в потолок (заполняющий свет) и прожектор 750 Вт для подсветки листьев. В заключение евозможно не упомянуть о роли цифровых технологий в этом жанре фотоискусства. Конечно, даже самые совершенные матрицы не могут пока соперничать с форматными пленочными камерами. Зато процесс обработки готового изображения, благодаря подешевевшим слайд-сканерам, поднялся на более качественный уровень. Стоит отметить, что сканирование — это не ремесло, а искусство, сравнимое с искусством ручной печати. И овладение им требует не меньшего времени и усилий. Что поделаешь! Прогресс облегчает жизнь только обывателю. Художника он лишь убеждает, что проблемы творчества отнюдь не технические. Поэтому натюрморт всегда остается жанром, требующим приложения огромных творческих усилий, а значит и источником большой радости для автора и зрителя.
Умиротворение |
Автор - Валерий Скляренко, мастер украинского натюрморта
Приемы освещения при съемке натюрморта. Часть 1
Студийное фото оборудование - продажа в Киеве, Украине
Просмотров: 4832