Макросъемка. Советы по макросъемке
Зайдите в любой фотомагазин — и вы сразу убедитесь, что крупноплановая съемка требует специального снаряжения и незаурядных технических навыков. Макро и зум-объективы, телеконвертеры и цифровые зеркальные камеры призваны облегчить высокоточную фотоохоту. Впрочем, никому не возбраняется экспериментировать с собственным арсеналом оборудования. Будь у вас 3-мегапиксельная «мыльница» или классная цифровая зеркалка, с нашими подсказками вы вправе рассчитывать на завоевание высокого стандарта качества. Ведь большинство современных цифровиков имеют хотя бы минимальный набор средств для эффективной макросъемки. Однако, обзаведясь штативом и цифровой зеркальной камерой, вы существенно облегчите свою задачу. Каковы же, собственно, критерии удачно проработанного крупного плана? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно. Устоявшийся термин «крупноплановая фотография» подразумевает широкий набор разнообразных приемов. И то, что хорошо для макроснимка, не будет работать при использовании телеобъектива. Важной составляющей успеха может стать хороший фотографический вкус и способность найти для зрителя некую изюминку.
Поэтому ставьте перед собой конкретные цели, опираясь на личные предпочтения и доступный технический арсенал. Все хорошие снимки объединяет одно: техническая безупречность. Здесь, как говорится, возможны варианты, но главное — это правильная выдержка, «заостренный» фокус и естественный цветовой баланс. Если вам удастся вписать все это в «интонацию» снимка, то такой фототрофей можно смело заносить в свой актив. Не менее важно удачно составить композицию. Для этого существует ряд правил (в том числе правило «золотого сечения»), позволяющих уберечь фотографа от продуцирования тусклых, однообразных картинок. В наиболее успешных кадрах определенный композиционный принцип обязательно переосмысливается в соответствии со спецификой конкретного объекта.
Крупноплановая фотография требует развитого воображения и умения распознавать потенциально привлекательные «модели». Надеемся, что несколько практических советов помогут вам добиваться оптимальных результатов.
Свет
Свет — наиглавнейший ингредиент любого кадра. В том числе и макроснимка. Фотографы имеют богатый выбор средств для ближней подсветки — это может быть вспышка или специальная студийная система. Впрочем, солнечный свет почти всегда предпочтительней, чем искусственный. Прямого резкого света следует избегать, поскольку он порождает «жесткие» тени и нарушает работу экспозамера. Стоит приобрести портативный отражатель — чтобы направлять или, наоборот, рассеивать свет вспышки или солнечные лучи.
Под прицелом объектива
- Очень важно подобрать некую точку «идеальной фокусировки». При работе в макрорежиме выбранная диафрагма позволяет захватить в поле резко изображаемого пространства лишь малую часть объекта. Поэтому проблема выбора ключевой точки съемки встает здесь довольно остро.
- Насыщенный деталями кадр может приятно волновать чувства, однако простая сбалансированная композиция все же предпочтительней. Лучше усилить эффект посредством доминирования формы и цвета ключевого предмета, чем вводить в картинку посторонние элементы.
- Не упускайте из виду задний план, даже если он не в фокусе: его тональности, цвета и освещенность могут оказывать сильное давление на главные элементы снимка. Фон должен быть максимально незатейливым.
- Будет ошибкой ограничить сферу макрофотографии исключительно натюрмортами. «Заморозив» движение короткой выдержкой, вы сможете запечатлеть поистине незабываемые мгновенья из жизни наших ближайших соседей по планете.
- Поспешишь — людей насмешишь. Поэтому на предварительное обдумывание композиции стоит потратить несколько лишних минут. А в процессе работы строго придерживайтесь намеченного плана съемки. Скомпоновать кадр новичкам поможет функция Золотое сечение, встроенная во многие камеры.
Премудрости компоновки
Композиционные ресурсы крупноплановой съемки практически беспредельны. Однако, по сути, вопрос компоновки стоит следующим образом: либо вы аккуратно обрезаете картинку, либо пытаетесь втиснуть в нее все, что видите перед собой. Первый вариант дает больший простор для творчества. Помещая в фокус отдельную деталь, текстуру или цвет, вы как бы трактуете объект с позиций абстракционизма. Это можно осуществить как зумом, так и посредством макро. Работа в макрорежиме способствует появлению необычного изображения благодаря ограниченному фокусному расстоянию. По этой же причине «охота» на крупногабаритные объекты будет сильно затруднена.
Статья подготовлена по материалам журнала DIGITAL PHOTOGRAPHER 2006 год
Фото магазин. Фото оборудование для студийной съемки
Просмотров: 1592