Немного о студийных вспышках для фотостудий.

08.11.2012

Что такое ЭНЕРГИЯ ИМПУЛЬСА СВЕТА?
  Основной характеристикой импульсного осветителя, (студийного света) является его энергия, которая измеряется в джоулях. 1 Дж = 1 Вт х сек. Этот параметр показывает, насколько мощным является тот или иной прибор. Очевидно, что осветитель с энергией импульса 1000 Дж мощнее прибора, который имеет максимальную энергию 250 Дж. Мощные импульсные осветители обеспечивают фотографу возможность работы в просторных фото студиях и больших павильонах, использования при съемке очень маленьких «диафрагм», применять глубокую регулировку энергии импульса и пилотного света,съёмка в полный рост, группы людей. Приборы же меньшей мощности обычно имеют компактные размеры и малый вес. Поэтому использование их в маленьких студиях или на выездных съемках (в школах, детских садиках, квартирах) намного целесообразней.


ВЕДУЩЕЕ ЧИСЛО
   Длительность импульса всегда короче, чем время срабатывания затвора (выдержки синхронизации), поэтому регулирование экспозиции возможно только изменением количества светового потока при помощи самой вспышки и диафрагмы. Для взаимосвязи энергии импульса, расстояния до объекта и диафрагмы существует понятие — ведущее число, обычно этот термин применяется для компактных вспышек. Ведущее число = диафрагма х метр.
  Ведущее число указывается для максимального значения энергии импульса осветителя при определенной светочувствительности (обычно 100 ISO) и с использованием рефлектора (чаще всего это стандартный рефлектор). Насколько эта характеристика полезна на практике?
   Современные лампы-вспышки могут работать с различными рефлекторами, рассеивателями , софтбоксами и другими дополнительными аксессуарами. Более того, чаще всего используются сразу несколько источников света, где в процессе съемки изменяется энергия импульса и применяются различные насадки. В таких случаях понятие ведущего числа теряет смысл. В этих случаях фотографу нужны определённые навыки и опыт работы с студийными вспышками.
    Важнейшее значение для фотографов при эксплуатации осветительных приборов имеют такие параметры, как время заряда вспышки и длительность импульса. Чем меньше по времени эти параметры, тем лучше. Приборы, которые имеют короткую длительность импульса и малое время зарядки вспышки, обеспечивают возможность быстрой и динамичной фотосъемки, хотя как показывает практика не каждому фотографу это нужно, у каждого свои цели и задачи, например для предметной съёмки разница 1-1.5 секунды зарядки сильно большой роли не играет, а вот репортажная, совсем другое дело.
    Очевидно, что чем время вспышки короче, тем возможностей у прибора больше, можно снимать быстродвижущиеся объекты, замораживать жидкость и т.д. Все это, безусловно, усложняет конструкцию моноблоков, а значит, увеличивает их стоимость. Но дорого не значит плохо, за быстродействие и качество при этом быстродействии приходится платить.
    Время заряда вспышки обычно указывается до максимального значения. Чем этот параметр меньше, тем лучше и удобнее для фотографа. Понятно, что чем мощнее прибор, тем время заряда студийной вспышки увеличивается. Но есть компании, которые применяют это правило только к моноблокам средней мощности. Мощные же приборы (1000 Дж и выше) «выносятся» в более высокий класс, поэтому время заряда вспышки до максимального значения у прибора с энергией 1000 Дж может быть меньше, чем у моноблока с энергией 500 Дж. Отличным результатом считается, если прибор 500—600 Дж заряжается за 0,7—1 секунду, а моноблок 1000—1200 Дж — за 1,4—1,8 секунды.

РЕГУЛИРОВКА МОЩНОСТИ
  Регулировка мощности — функция, которая обеспечивает фотографу возможность изменять энергию вспышки и мощность пилотной лампы. Обычно используется два способа регулировки: пропорциональное и раздельное (непропорциональное). Пропорциональный способ обеспечивает совместное регулирование импульсной и пилотной ламп одним регулятором, то есть при уменьшении энергии вспышки, например в два раза (от 1/1 до 1/2), мощность пилотной лампы также уменьшится в два раза автоматически. Пропорциональное изменение импульсного и пилотного света всегда сохраняет пропорцию между ними. Такой способ регулировки достаточно удобен, особенно если в фотостудии используются все приборы одинаковой мощности, с одними и теми же лампами пилотного света. Это один из тех случаев, когда фотограф может точно оценивать количество и качество света, а светотеневой рисунок на изображении будет соответствовать тому рисунку, что был в момент фотосъемки.
 Студийный свет, вспышки начального уровня обычно позволяют регулировать импульсный и пилотный свет только совместно. Более того, некоторые приборы позволяют изменять мощность только ступенчато на определенную величину. Эти осветители обычно оснащены обыкновенным двух- или трехпозиционным переключателем и могут работать только в режиме «max», 1/2 и 1/4 от полной мощности. Такие моноблоки достаточно просты, а энергия импульса ограничивается значением 300—400 Дж. Осветители более высокого класса оснащаются регуляторами, которые обеспечивают плавное изменение количества света.
   Раздельная (непропорциональная) регулировка ламп импульсного и пилотного света дает больше свободы для фотографа. Появляется возможность вручную подбирать соотношение лампы-вспышки и «пилота», а также визуально, по индикации на шкалах регулирующих устройств, контролировать точность установки обеих лам. Но, пожалуй, самое важное — это возможность использования моноблоков различной мощности и визуальной оценки светотеневого рисунка, подбирая необходимое соотношение вспышки и пилотной лампы.
    Конечно же, развитие цифровых технологий не могло обойти стороной эту сферу фототехники. И если не революцию, то определенный прорыв в способах регулирования энергии современные системы цифрового управления обеспечили. Компании-производители, применяя процессоры и аналого-цифровые преобразователи, сумели добиться действительно пропорционального регулирования светового потока. Практически все фирмы в своих старших моделях моноблоков (еще больше это касается генераторных систем) перешли на цифровое управление. Индикация количества света отображается на жидкокристаллических или светодиодных дисплеях с высокой точностью до 1/10 ступени. Регулирование света производится как традиционными рукоятками, так и сенсорными кнопками. Отображение информации всегда наглядное, а регулирование мощности наиболее точное.
    Цветовая температура — важный и абсолютно очевидный параметр осветительного оборудования. Напомним, что в фотографии приняты два стандарта цветовой температуры — 5500 К (дневное освещение) и 3200 К (вечернее освещение). Цветовая температура лампы-вспышки в моноблоках приближается к стандарту 5500 К. В технических характеристиках указывается цветовая температура, которую выдает прибор на максимальной энергии. При изменении энергии в сторону уменьшения цветовая температура незначительно падает.
    Насколько указанное значение соответствует действительному, всегда можно проверить при помощи колорметра. Перед покупкой осветителей лучше решить для себя, какая степень точности и стабильности этого параметра вам необходима. Приборы различных фирм могут «выдавать» теплый или холодный оттенок. Обуславливается это конструктивными особенностями осветителей и установленными на них импульсными лампами. Серьезные фирмы-производители уделяют цветовой температуре большое внимание. Качество ламп, точность и стабильность этого параметра всегда находятся на очень высоком уровне. К сожалению, за все это приходится платить немалые деньги. Но нельзя забывать, что если вы собираетесь заниматься дорогими фотосъемками, стабильность и точность цветовой температуры просто необходимы.
     Кроме основных характеристик следует обратить внимание на функциональность осветительных приборов. Все дополнительные сервисные функции делаются для того, чтобы фотографу было комфортно и удобно работать на съемочной площадке.
    Для проверки готовности импульсного осветителя к работе имеется кнопка «ТЕСТ». При нажатии на эту кнопку происходит срабатывание лампы-вспышки. Второе предназначение кнопки «ТЕСТ» — сброс накопленной энергии после уменьшения мощности. Зачем это надо? В процессе заряда конденсатор всегда накапливает максимальную энергию согласно установленному значению на регуляторе. При изменении энергии в сторону уменьшения (регулятором или переключателем) между предыдущим и новым значениями устанавливается разница энергий, которую необходимо ликвидировать. В противном случае (после уменьшения энергии) при контрольном замере экспозиции флэшметр сделает замер предыдущего количества света, а это, в свою очередь, приведет к экспозиционным ошибкам. Принудительный сброс накопленной энергии обычно необходимо производить на недорогих и самых простых моноблоках.
    Все приборы с расширенными возможностями имеют функцию автоматического сброса энергии. При уменьшении мощности лишняя энергия сбрасывается автоматически, обеспечивая тем самым фотографу комфортность при съемке. На автоматический сброс затрачивается определенное время, и, если фотографа не устраивает интервал времени от момента уменьшения мощности прибора до его готовности к работе, часто есть возможность выбора режима автоматического сброса энергии. На многих приборах специальной кнопкой или выключателем эта функция может быть отключена или включена. В некоторых осветителях предусмотрен автоматический принудительный сброс энергии путем моментального срабатывания вспышки после уменьшения мощности.
    Почти на всех приборах для визуального контроля готовности к работе используется световая индикация. Помимо светодиодов-индикаторов на многих осветителях используется и звуковая индикация. Очень удобная функция для «быстрой» съемки, а также при работе, когда приборы находятся высоко или далеко от фотографа. Звуковой сигнал может быть выключен специальной кнопкой или выключателем, который располагается на панели управления. Еще одна функция, которая позволяет контролировать готовность прибора (перезарядку), — это режим пригасания пилотной лампы. Еще ее называют оптической индикацией. В момент срабатывания импульса происходит выключение или неполное выключение (пригасание) пилотной лампы, и после перезарядки пилотный свет включается, подтверждая готовность осветителя к работе. То же самое происходит при уменьшении энергии лампы-вспышки. Также удобная функция, особенно когда осветители находятся на некотором расстоянии или за спиной фотографа.
    Согласование осветительных приборов с фотоаппаратами осуществляется при помощи синхрокабеля длиной 5 или 10 метров, а также светоприемника, чувствительного к свету фотовспышки, и специального IR-светосинхронизатора. Для подключения синхрокабеля, который может входить в комплект поставки или приобретается отдельно, на осветителях имеется разъем. При использовании на съемках нескольких приборов достаточно подключить один осветитель к камере, остальные будут срабатывать благодаря встроенному светоприемнику, который чаще всего размещается на панели управления или на верхней части корпуса. Если фотограф не желает использовать синхрокабель или фотокамера не имеет синхроконтакта, согласование осветителей и фотоаппарата возможно с помощью IR-светосинхронизатора. В этом случае приборы «запускаются» специальным устройством — трансмиттером, которое устанавливается в «горячий башмак» камеры. При срабатывании затвора инфракрасный излучатель трансмиттера обеспечивает синхронизацию фотоаппарата и осветителей. На осветителях с расширенными функциональными возможностями специальным переключателем или кнопкой светоприемник может быть включен или выключен. На более простых приборах предусмотрено постоянное рабочее состояние «фотоловушки».
   Помимо технических характеристик осветителей есть еще одно важное условие, которое необходимо учитывать при покупке студийного оборудования. Оно заключается в возможности выбора необходимых насадок и аксессуаров. По количеству предлагаемых аксессуаров, в большей степени насадок (рефлекторов, софт-боксов и т.д.), а также их качеству можно смело судить о марке производителя осветительного оборудования. При покупке даже одного-двух приборов со стандартными рефлекторами всегда надо учитывать возможность наращивания системы в будущем. У известных компаний обычно не бывает никаких ограничений в выборе дополнительного оборудования. Более того, все известные европейские марки выпускают генераторные системы, которые при необходимости можно докупить или взять в аренду. Поэтому при выборе «света» старайтесь учитывать, как дальше будет развиваться и оснащаться ваша студия и строиться работа.
   Необходимо отметить, что применение современных разработок при производстве студийной осветительной техники позволяет фирмам-производителям улучшать характеристики приборов, делать их компактнее и легче, при этом «начинять» различными функциями все больше и больше. Благодаря развитию цифровых технологий, использованию микропроцессоров, фотограф получает приборы с цифровым управлением, с возможностью программирования параметров и использования пультов дистанционного управления. Разработаны осветительные системы, которыми можно управлять при помощи компьютера. Чем больше функций, тем удобней работать с прибором, тем больше возможностей для реализации творческих идей.


Просмотров: 4049

Счетчики